Пересматривая мульт в очередной раз, я поймала себя на мысли, что человеческая внешность героя совсем не случайна. И вот почему.
Есть на свете семейство, которое в родстве со всеми монаршими домами Европы. Представители которого были правителями Испании и Австрии, мелких немецких и итальянских королевств, и даже Бразилии и Мексики. А ещё, ввиду общей многочисленности и многодетности, разнообразными графами, князьями и герцогами – не всем же царствовать! Да, всё правильно: я говорю о Габсбургах.
И - по крайней мере в последние пять веков - большинство представителей этого семейства имели весьма характерный профиль... Но обо всём по порядку.
Основателем династии был некий Гунтрам Богатый, живший в Х веке, чьи владения располагались в северной Швейцарии и Эльзасе. Его старший сын Ланцелин стал графом Альтенбурга в Ааргау, а младший Радбот построил недалеко от реки Ааре замок Габсбург, по имени которого он и его потомки получили своё имя. По одной из версий первоначально замок назывался Габихтсбург (от нем. Habichtsburg), что означало «Ястребиный замок». По другой — название произошло от старонемецкого «hab» — брод (крепость охраняла переправу через Ааре). Потомки Радбота присоединили к своим владениям ряд владений в Эльзасе и большую часть северной Швейцарии, став к середине XIII века одним из крупнейших феодальных родов юго-западной окраины Германии. Первым наследственным титулом рода стал титул графа Габсбург.
Герб графов Габсбург:
Выход Габсбургов на европейскую арену связан с именем сына графа Альбрехта IV - Рудольфа IV (1218—1291). Он присоединил к владениям Габсбургов обширное княжество Кибург, а в 1273 г. был избран немецкими князьями королём Германии под именем Рудольфа I.
Судя по старинным портретам, «фирменная» внешность проявляется у представителей этого семейства примерно с 12 века. Таковы, например, Альбрехт Второй Мудрый, король Богемии Ладислав Посмертный, Максимилиан Первый.
В более поздние годы обычная для королей практика – браки между кузенами, причём много поколений подряд, привела к достаточно печальным результатам. К началу 18 века испанская линия Габсбургов угасла. Вероятно, примерно к тому же времени относится появление названия челюстно-лицевой патологии – «габсбургская челюсть».
Приметно рыжим был император Франц-Иосиф:
Франц Фердинанд Карл Лю́двиг Йо́зеф фон Га́бсбург эрцге́рцог д’Э́сте, наследник австро-венгерского престола. Королём, впрочем, так и не стал – помешал брак по любви, а не ради политических целей. Морганатический брак. Скажу об этом явлении чуть подробней, дабы пояснить, что не так всё было просто в историях реальных «будущих принцесс» и их принцев.
Монархи и члены их семей должны были заключать браки исключительно с равнородными особами, в противном случае они теряли право на престолонаследие. Строгость запретов на морганатические мезальянсы значительно варьировалась от страны к стране. В некоторых монархиях подобные ограничения сохранились и по сей день.
Что же до Франца-Фердинанда, то от будущего императора ожидали, что он женится на девушке из королевского рода — и тут он влюбляется «всего-навсего» в чешскую графиню, пусть и весьма знатную! Скандал, да и только!
Решение жениться на «худородной чешке» столкнулось с жестким сопротивлением императорского дома. Франц Фердинанд, однако, настоял на своем и, в конце концов, с Софией 1 июля 1900 года в северочешском замке Закупы сочетался морганатическим браком. Старый император, покряхтев для порядка, пожаловал-таки новоиспеченной родственнице титул княгини Гогенберг. Но и княгиня для эрцгерцога не могла считаться ровней.
Франц Фердинанд прекрасно знал, что легализация его отношений с Софией будет непростой. Он писал: «Когда человек нашего круга кого-то любит, всегда в родословной найдется какая-то мелочь, которая запрещает брак, и поэтому случается, что у нас муж и жена являются двадцать раз родственниками. В результате половина детей - дураки и идиоты».
Перед бракосочетанием, совершенным с согласия императора, Франц Фердинанд вынужден был подписать так называемую ренунциацию, то есть торжественно пообещать, что будущие его дети не будут обладать правом престолонаследия. При императорском дворе в Вене Софию не особо признавали. Поэтому Франц Фердинанд с женой переехали в Конопиште, где он мог чувствовать себя настоящим государем, а к Софии относились с должным уважением. ФФ решил превратить замок в спокойную, уютную, комфортабельную и достаточно парадную семейную резиденцию, до которой не доходили бы интриги габсбургских родственников и венских придворных.
При Франце Фердинанде Конопиште стало самым значительным замком в Чехии. В 1895 году во дворце провели водопровод, канализацию и центральное отопление. ФФ решил построить здесь гидроэлектростанцию — и уже в 1899 году в замке вспыхнули первые лампочки. Еще одним последним словом техники был гидравлический лифт.
Улучшение экстерьеров наследник трона поручил Йозефу Моцкеру, самому известному в то время специалисту по перестройке исторических резиденций. Нужно было очень деликатно воссоединить фасады в духе академического романтизма. Перестроечные наслоения «под старину» должны были скрыть стены изначального средневекового града, на который и ранее надевали разные архитектурные «одежды». До ФФ Конопиште перестраивали несколько раз. В XVI веке готический замок, который епископ Тобиаш из Бенешова 700 лет назад создал по канонам неприступных французских твердынь, подвергся реконструкции в стиле ренессанс. Потом, в веке XVIII-м дворцом занялась троица выдающихся мастеров эпохи барокко — архитектор Ф. М. Канька, художник Ф. Ю. Люкс и скульптор Л. Видманн.
ФФ полностью переделал Конопиште. Постройка приобрела вид романтической резиденции в образе раннеготического града французского типа с доминирующей главной цилиндрической башней. Старые конюшни в южном флигеле на нижнем дворе были превращены в игровой зал с развлекательным тиром, а в противоположном флигеле были созданы библиотека и курительный салон. В результате реконструкции с юга дворец стал похож на ренессансную аристократическую резиденцию, типичную для Северной Италии, а с остальных трех сторон сохранил вид, максимально воспроизводящий атмосферу средневековья.
Франц Фердинанд был страстным коллекционером. От итальянских предков он унаследовал например, большую коллекцию оружия. Благодаря слиянию арсеналов итальянского рода Обицци, д’Эсте и Габсбургов возникла прославленная экспозиция с огромной коллекцией оружия и доспехов 16-19-го веков: к 1914 году собрание насчитывало уже 4618 предметов.
Для выбора и покупки экспонатов эрцгерцог пользовался не только частыми поездками по Европе, но и услугами агентов по закупке ценных предметов в Австрии, Германии и Тироле. Некоторые вещи он получил в подарок. Таким образом возникли или были пополнены коллекции позднеготической скульптуры, картин, рисунков, гравюр, мебели, хрусталя, фарфора, керамики, бронзы, чеканной посуды, оловянных предметов, каменных надгробий и деревянных расписных погребальных щитов, орудий пыток, оборудования кузниц и много чего еще.
Второй коллекцией, которую ФФ целиком поместил непосредственно в Конопиште, были предметы с изображением святого Георгия. Ею он особенно гордился потому, что не получил ее по наследству, а создал по собственному умыслу и желанию.
Коллекция эрцгерцога (3750 предметов) включала в себя скульптуры, картины, часы, оружие, мебель, книги, медали, монеты и самые разнообразные курьезные предметы. Художественная ценность экспонатов не играла особой роли; решающее значение имел сам святогеоргиевский сюжет.
Конопиште до сих пор сохранилось в том виде, какой приобрело при эрцгерцоге. Внутренняя обстановка также максимально соответствует временам, когда в замке жили-были Франц Фердинанд с семейством. Уникальность замка, разумеется, увеличивают великолепные коллекции картин, мебели, стекла, фарфора, охотничьих трофеев и оружия.
Правнучка Франца Фердинанда, принцесса София фон Гогенберг с 2000 года ведет тяжбу, намереваясь отcудить Конопиште. Чешская Фемида отклонила иск принцессы, постановив, что закон о реституции распространяется лишь на имущество, экспроприированное после установления коммунистического режима в 1948 году.